Судебная практика ВС РФ в области образования играет важную роль в формировании единообразного правоприменения и защите прав участников образовательного процесса. В рамках своей компетенции ВС РФ разрешает споры, связанные с приемом, переводом и отчислением, реализацией образовательных программ, оценкой качества образования, правами и обязанностями педагогических работников и финансовым обеспечением образовательной деятельности.
Одним из приоритетных направлений деятельности судебной системы является рассмотрение споров, связанных с образовательной деятельностью. Судебная практика Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) в этой сфере характеризуется особым вниманием к защите прав и интересов как образовательных организаций, так и обучающихся.
При рассмотрении данной категории споров ВС РФ особое внимание уделяет соблюдению порядка приема, перевода и отчисления, установленного действующим законодательством. Суд проверяет обоснованность решений образовательной организации, а также соответствие их требованиям закона и локальных нормативных актов.
Так, ВС РФ в одном из своих решений указал, что отчисление студента из образовательной организации за неуспеваемость должно быть произведено в соответствии с установленной процедурой. При этом образовательная организация должна представить доказательства, подтверждающие факт ненадлежащего исполнения студентом обязанностей по освоению образовательной программы (Определение ВС РФ от 12.07.2021 № 88-КАД21-5-К7).
Особую категорию составляют споры, касающиеся обеспечения права на получение образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В своей практике ВС РФ подчеркивает необходимость создания инклюзивной образовательной среды и предоставления таким лицам доступа к качественному образованию наравне с другими обучающимися.
Так, в одном из своих решений ВС РФ указал, что отказ образовательной организации в приеме ребенка с ОВЗ на обучение является незаконным и нарушает его право на получение образования (Определение ВС РФ от 02.04.2021 № 86-КАД21-2-К7).
Споры, связанные с оценкой качества образования и освоения образовательных программ, возникают в случае, когда образовательная организация необоснованно занижает или завышает оценки обучающихся. ВС РФ при рассмотрении таких споров проверяет объективность и обоснованность выставленных оценок.
Например, в одном из своих решений ВС РФ указал, что выставление завышенной оценки студенту за контрольную работу без проведения соответствующей процедуры оценки знаний является незаконным и нарушает права других обучающихся (Определение ВС РФ от 23.06.2021 № 88-КАД21-7-К4).
Споры, связанные с правами и обязанностями педагогических работников, затрагивают вопросы трудовых отношений, оплаты труда, охраны труда, аттестации и дисциплинарной ответственности. ВС РФ обеспечивает соблюдение прав как педагогических работников, так и интересов образовательных организаций.
Так, в одном из своих решений ВС РФ указал, что увольнение педагогического работника по инициативе работодателя за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей должно быть обосновано конкретными фактами и доказательствами (Определение ВС РФ от 23.04.2021 № 48-КАД21-10-К8).
Споры, связанные с финансовым обеспечением образовательной деятельности, возникают в случае ненадлежащего исполнения образовательной организацией государственных контрактов, а также в связи с распределением бюджетных средств, выделенных на образовательную деятельность. ВС РФ при рассмотрении таких споров проверяет соответствие действий образовательной организации требованиям законодательства и соблюдение ею принципов эффективного и рационального использования бюджетных средств.
Так, в одном из своих решений ВС РФ указал, что образовательная организация не вправе в одностороннем порядке менять условия исполнения государственного контракта и увеличивать его цену без согласия заказчика (Определение ВС РФ от 16.03.2021 № 304-ЭС20-25473).
Споры в сфере образования часто возникают из-за ненадлежащего финансирования или нецелевого использования средств. Верховный Суд Российской Федерации (ВС РФ) при рассмотрении таких споров руководствуется принципом приоритетности и безусловности финансирования образовательной деятельности.
Постановления Пленума ВС РФ и другие судебные акты служат авторитетным источником толкования и разъяснения законодательства об образовании. Они способствуют формированию единообразных подходов к рассмотрению и разрешению споров в данной области, влияя на развитие законодательства.
Практика ВС РФ играет важнейшую роль в обеспечении законности и единообразия судебной практики в сфере образования. Она защищает права участников образовательного процесса, создавая благоприятные условия для развития отечественного образования. Благодаря практике ВС РФ происходят развитие законодательства и формирование правоприменительной практики, гарантирующие справедливое и эффективное разрешение споров в сфере образования.